Жизнь - лучший учитель
24 сентября 2016 года

Жизнь - лучший учитель
Нам часто задают вопрос: «Могут ли в экопоселении развиваться дети? Достаточно ли они развиваются?» Мы тоже задаёмся этим вопросом. Нам не всё равно, какими вырастут наши дети, и мы хотим дать им максимум из того, что можем дать! Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего надо понять, что мы вкладываем в это слово - развитие? В каком направлении нужно развивать детей? И какими взрослыми мы хотим видеть наших детей? 







 
Для нашей семьи приоритеты выстроены так: 
1. Здоровье 
2. Душевные качества 
3. Умение общаться 
4. Творчество 
5. Интеллект 
 
Здоровье. 
 
Любой родитель ставит на первое место здоровье ребенка. В этой части сомневаться не приходится. В поселении дети дышат свежим воздухом (гуляют они здесь много, в любую погоду, иногда даже дольше установленных санитарных норм), едят здоровую пищу, часто со своего огорода. Дети много двигаются: бегают, катаются на велосипедах, купаются. Да, мы не возим детей в спортивные кружки и секции (хотя такая возможность есть), зато мы занимаемся зарядкой и пробежкой по утрам. И делаем это вместе!

Работа по дому, помощь в огороде – также способствует физическому развитию наших детей. Но и тут есть куда развиваться: хочется, чтобы они больше играли в дворовые игры, чтобы был спортивный комплекс, чтобы отцы больше внимания уделяли физическому развитию наших деток, развивая их ловкость, выносливость и силу! Мы к этому идём. 
 
Душевные качества: честность, справедливость, доброта, милосердие, сопереживание, отзывчивость, умение видеть красоту и радоваться малому. 
 
С уверенность скажу, что здесь они развиваются. Почему? Потому что в поселении нет случайных людей, их немного, и без взаимовыручки никак, а дети, как известно, учатся, глядя на взрослых. Здесь нет бешеной спешки, и радость бытия осознать и передать гораздо проще. Дети больше находятся в семье, тут уже наша задача дать им хороший пример! 


 
Умение общаться: здесь и развитие речи, и вежливость, и лидерские качества, и умение договариваться. 
 
Наши дети не ходят в общепринятый садик, не посещают школу, при этом умение общаться у них развивается. Именно общаться, а не подчиняться постоянно авторитарному взрослому. Дети много играют друг с другом, часто рядом нет взрослого, который бы «разрулил» ситуацию во время ссор. Они учатся договариваться сами. Младшие учатся взаимодействовать со старшими, старшие с младшими. 
 
Дети ходят друг к другу в гости, часто без родителей. И в гостях у них есть возможность посмотреть на разные модели семьи, разные взаимоотношения изнутри. На общих праздниках дети наблюдают, как отдыхают взрослые, как ведут себя за столом, танцуют, поют песни, беседуют, строят планы. 
 
Творчество. 
 
Творчество для нас в глобальном смысле - это свобода и независимость, умение видеть красоту, креативность; а в прикладном – навык создавать красивое из разных материалов, слух, пение, игра на музыкальных инструментах, танец. А также наш путь к финансовой независимости от города. Развиваясь творчески сами, мы развиваем своих детей. 
 
Научные исследования доказали, что пребывание в лесу в течение недели увеличивает творческий потенциал на 20%, а мы здесь живем! Даже самая нетворческая, закостенелая натура через полгода начнет фонтанировать идеями и реализовываться! Что говорить о детях! В этом направлении для них немало сделано: регулярно проводятся мастер-классы, три дня в неделю детский сад по три часа, где они, в том числе и мастерят что-нибудь; дети поют, ставят спектакли и много чего еще. Вместе с детьми мы лепим, рисуем, готовим, делаем аппликации, фантазируем, шьем, вяжем, ткем, валяем, всего и не перечесть. 


 
Интеллект.
 
Почему я поставила интеллект на последнее место? Потому что вряд ли кто-то хочет ребёнка гения и при этом аутиста. И даже если вы состоялись лишь как дворник, вам необходим навык общения, чтобы устроиться на работу как минимум. Да и без творческого потенциала с одним интеллектом мало что можно сделать! Тем не менее, развитие интеллекта – задача важная и, наверное, наиболее сложная в наших условиях. Но решаемая! 
 
Что мы делаем в этом направлении: 
  • Занимаемся с детьми. Сейчас множество пособий, ресурсов в интернете, которые нам в этом помогают. 
  • Играем в настольные игры, их тоже сейчас великое множество, а развивают они не хуже любого тренажера. Дети и не замечают, что учатся. 
  • Дети решают повседневные задачи, готовят ореховую пасту, сиропы, варят мыло – здесь надо уметь считать, читать, мыслить, думать, мелкая моторика должна быть неплохо развита. 
  • «Подсовываем» хорошую литературу, красочные детские энциклопедии, от которых не оторвать взгляд, и вместе (или по-отдельности) читаем.
  • «Операция кооперация» - несколько семей поселения объединились, чтобы вскладчину купить пособия для детей (и не только), которые для одной семьи дороги. Сейчас в нашем арсенале есть телескоп и микроскоп. Микроскоп оказался очень востребованным.
  • В планах проведение познавательных квестов с этими приборами, с приглашением специалистов. Специалисты могут быть как извне, так и родители, среди которых множество талантливых и образованных людей. А также расширение нашей «базы» за счет новых заинтересованных семей! 
  • Путешествуем, расширяя тем самым кругозор.
Получается, что для полноценного развития детей, не имеет особого значения, где они находятся. Главное, чтобы была семья, родители, которые готовы уделять внимание, посвящать время и силы. Да и развивать усиленно детей, в каком-то одном направлении не нужно. Нужно просто стараться жить гармонично, ведь жизнь – лучший учитель!
 
Статью подготовила Елена Аничкина.